Китайский мудрец, философ Лао-цзы жил в шестом веке до нашей эры, он закончил свою карьеру историографом при императорском дворе, удалился от государственной деятельности и остаток дней посвятил всецело философии Дао. Имя Лао-цзы переводится, как великий учитель - так называли его последователи даосизма, учения, основой которого служит книга Даодэцзын - всего пять тысяч иероглифов, оставленных учителем.
По Даодэцзину основой и законом всего сущего является Дао - невидимое начало материального мира, глубинная сущность всех вещей, неопределимое в известных понятиях, бесконечное в пространстве и во времени.
Все в мире (и сам мир) проявляется из Дао, обретая форму - Дэ, и существует до тех пор, пока обладает энергией для поддержания формы. Смысл Дэ много шире, чем просто понятие формы, но это тема для отдельной беседы.
Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы Дао и не ценила бы Дэ. Дао почитаемо, Дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.
...
Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе.
Две разно полярные силы присутствуют в каждом проявлении предметов или процессов, это силы Инь и Ян, два вида энергии, необходимой для поддержания формы.
Инь - черное или зеленое, холодное, мягкое, это Земля, женское начало.
Ян - белое или красное, крепкое, энергичное, это Небо, мужское начало.
Они не существуют одно без другого и нелепо спорить, что лучше Инь или Ян. В чем бы то ни было, одна из этих сил может быть проявлена незначительно, но нельзя говорить о ее отсутствии. Сказать этот человек Инь, означает лишь, что сейчас Инь преобладает в этом человеке.
Гармония есть равенство сил, баланс их. Медики древнего Китая определяли формулу здоровья так: Один раз Инь, один раз Ян.

В Даосском символе Тай-цзы Инь и Ян, сливаясь, перетекают, постоянно изменяя степень своего присутствия. Ян начинается там, где много Инь и постепенно увеличивается, а Инь соответственно убывает, затем от высшей точки процесс идет в обратном направлении. Но в самом Инь уже присутствует Ян и наоборот. Это символ великой спирали перемен - основного закона существования.
Подчиняясь естественному закону Дао, все вещи в процессе развития неотвратимо переходят в свою противоположность.
Жизнь и смерть, нарождающееся новое и умирающее старое - суть две стороны одного процесса развития, закона естественности самих вещей.
Человек при рождении нежен и слаб, а после смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежны и слабы, а после гибели тверды и крепки. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое есть то, что начинает жить... Человек должен быть Инь снаружи и Ян внутри. (Даодэцзин).
В соответствии с естественным путем Дао, все претерпевает циклические изменения - рождение, рост, зрелость, отдых (весна, лето, осень, зима). Необходимо также помнить об относительности представлений, например, Небо есть Ян по отношению к Земле, но сама Земля является Ян по отношению к Луне, то есть определения действуют только внутри сравнения. Жизнь человека подчиняется закону циклических перемен и тот, кто попытается изменить естественный ход вещей, подчинить его своим личным интересам, тот неизбежно потерпит неудачу, ибо действия человека, нарушающего объективный закон Дао, всегда вызывают результат, нежелательный для самого же нарушителя. Основа жизни - следование естественному.
Кто поднялся на цыпочки, не сможет долго стоять. Кто делает большие шаги, не сможет долго идти. Кто машет топором, заменяя великого мастера, поранит себе руку. [ 8 ]
Цикличность не есть топтание на месте, потому что циклы сдвигаются во времени и образуют спираль перемен. В целом же путь Дао направлен к добру, которое видится не как цель Дао, а является результатом его проявления.
Даос не пытается придать хорошее направление развитию событий, он скорее занят развитием самого себя, раскрытием своего оригинального духа, следованием природе Дао. О будущем Даос спрашивает не "что со мною будет?", а "что я должен делать?".
Но остановимся на этом, ибо если проговорить целые сутки, то
можно исчерпать лишь слова, но невозможно исчерпать Дао. Оглавление Предыдущая Следующая